Приветствую Вас Гость

МБОУ "Школа-интернат №22"

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Портал государственных услуг Российской Федерации Полис ОМС
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Ребенок заикается

 Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему???»

- Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у ребенка могут начаться запинки (внезапные остановки в речи). Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и неврологу.

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

- если заикается кто-то из родственников;

- у аллергиков;

- при частых респираторных заболеваниях;

- при нарушении внимания, так как распределение внимание и плавность речи тесно связаны. Если человек легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного на другое, то и речевое оформление мысли теряет ритмичность;

- при билингвизме в семье.

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы — испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.), даже вид незнакомого животного может вывести ребенка из равновесия. В результате нарушается нормальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая регулирует темп и ритм речи.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказаний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разрешает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обстановка в семье также отрицательно влияют на нервное состояние ребенка, а значит, создают почву для расстройства речи.

Заикание может нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.

2. Что такое заикание? И каковы первые признаки?

Заикание — такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением — судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса).

Первые признаки заикания:

- ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.

 -употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

- вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затруднения перед началом речи.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, то вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают его со временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаясь, капризничают и больше заикаются, потом разгуливаются, настроение у них улучшается, запинки становятся реже; другие же наоборот, с утра говорят хорошо, а к вечеру заикаются). Есть дети, у которых ухудшение в речи наступает после перенесенного заболевания. По-разному может ребенок говорить дома и в школе или в детском саду. Речь ребенка может ухудшаться и улучшаться без видимых причин. Эта волнообразность характерна для заикания.

3.Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению заикания обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам, т.к. заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Так же необходимо обратиться к психологу или психотерапевту. Квалифицированный специалист поможет ребёнку справляться со страхами, с беспричинной тревожностью, а также научит определенным техникам саморегуляции (в более старшем возрасте).

На логопедических занятиях меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным) - на этом этапе мы даём родителем советы и рекомендации, если больше двух месяцев — заикание считается закрепившимся – здесь необходимы уже поэтапные логопедические занятия по коррекционной программе.

4. Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

Не паниковать! Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки. Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не значит, что заикающегося ребенка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требовательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

5. Чем родители могут помочь своему ребёнку?

При остро возникшем заикании первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Посещение детского сада в таких случаях противопоказано! Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца.

Часто общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок. Постарайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы свести до минимума такое общение, даже если это члены одной семьи. Полезно будет составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Откажитесь от просмотра телевизора всей семьей, громкие звуки противопоказаны. Скажите ребенку, что телевизор сломался. Побольше настольных игр: мозайки, лото, домино, пластилин, глину, конструктор, какой-то строительный материал, кубики и т.п. Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и медленно, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое.

6. Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

Правильно, так как режим молчания необходим для того, чтобы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Мы в школе свою работу начинаем с режима ограниченной речи. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже. Это, конечно, трудно, но возможно. Также, в специальной литературе предложены некоторые правила речи для заикающихся детей:

1. Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

2. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

3. Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить на выдохе.

4. Гласные звуки произноси протяжно.

5. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его протяжнее остальных гласных.

6. Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

7. Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

8. Говори четко, выразительно.

Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться:

1. Взять себя в руки и не паниковать.

2. Попытаться разобраться в причинах дефекта.

3. Ликвидировать их.

4. Создать дома спокойную обстановку.

5. Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

6. Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

7. Исключить шумные игры и шумные детские компании.

8. Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

9. Помочь избавиться от страхов.

10. Выработать уверенность в себе.

11. Найти правильную тактику воспитания.

12. Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

13. При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

14. Постараться не ломать его стереотипы.

15. Повременить с оформлением в детский сад.

16. Как можно реже ходить в гости.

17. Не приглашать часто к себе гостей.

18. Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

19. Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

20. Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.

Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается:

1. Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

2. Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.

3. Впадать в панику.

4. Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

5. Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

6. Ссориться, конфликтовать, пугать.

7. Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

8. Постоянно ломать стереотипы.

9. Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

 

 

 

 

 

 

 


МБОУ "Школа-интернат №22" © 2024