Приветствую Вас Гость

МБОУ "Школа-интернат №22"

Меню сайта
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Портал государственных услуг Российской Федерации Полис ОМС
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Если ребенок пишет с ошибками

Если ребёнок пишет с ошибками

     Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Есть очень простой и действенный способ научить ребёнка писать правильно. И в первую очередь помочь ему в этом  могут родители, если у них есть такое желание и время.

     Самое главное правило звучит  так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребёнок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно, недопустимы фразы типа: «Здесь пишется не «а», а «о». Постарайтесь проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребёнок испытывает затруднение или уже выводит неправильную букву, негромко подсказывайте, как  надо писать.

       Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с неграмотностью абсолютно в любом возрасте. За основу берётся теория известного в XIX веке исследователя Д.И. Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок писал грамотно, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

       Практическое применение теории более чем простое.  Ребёнка нужно научить так называемому «орфографическому» чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет вершину, т.е. гласный звук. Остальные звуки слога, т.е. согласные, произносятся на более низком уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком.

      Предложите ему прочитать  вслух, громко и чётко какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребёнок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчёркивая и выделяя каждый слог, но достаточно быстро. Простое слово можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

       В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребёнок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, и, следовательно,  правильно пишет. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребёнку забавным.

        «Чтение грамотности» должно быть регулярным, а во время занятий обязательное присутствие взрослых, которые в мягкой форме поправят ребёнка и попросят его прочитать правильно.

          С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время: от 5 до 10 минут. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше 10 лет – примерно 15 минут.

         Регулярные занятия, при которых ребёнок произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать  даже самые сложные слова, потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко и чётко, и не один раз. Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребёнка.

       Чтением по слогам, с чётким произношением каждой буквы необходимо заниматься  каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1-5 раз в неделю. Проверяя работу, не подчёркивайте ошибки красным карандашом: этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребёнком, а потом снова проверьте в диктанте.

   То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной ежедневной работы. Результативность же  была проверена неоднократно.

 

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

школы-интерната №22

Шмойловой Н.В.

 

2012 г.

 


МБОУ "Школа-интернат №22" © 2024