Любовь к ниге
Дети читают по-разному. Кто-то быстро и с удовольствием, кто-то медленно и с неохотой. Хорошо, если если сын или дочь легко справляются со списком литературы и он не кажется им непосильным грузом. Если заданный объем кажется Вам непомерно большим, сначала "рассортируйте" произведения. Начать лучше с самых интересных для ребенка книг - с занимательным сюжетом -и написанных легким для восприятия языком. Постарайтесь поговорить о прочитанном. В непринужденной беседе лучше научить ребенка "погружению" в мир художественного произведения. О чем книга? Какие эпизоды запомнились? Легко ли читалось или нет, почему? Понравилась книга или не понравилась? Почему герой поступил так или иначе? Ответ на эти вопросы вместе с пересказом отдельных страниц помогут не только запомнить прочитанное и разобраться в нем, но и будут способствовать развитию речи, умению правильно формулировать свои мысли, анализировать.
Во вторую группу должны войти произведения, обязательные для изучения на уроках и большие по объему. Их летом прочитать гораздо проще, чем во время учебного года, когда дни предельно насыщены.
Правильнее и проще взять за правило читать каждый день, сегодня больше, завтра меньше, но систематически. Пусть ребенок читает тогда, когда хочет: утром после завтрака, днем или вечером перед сном. Главное, чтобы он имел возможность сосредоточиться на чтении и его не отвлекали разговоры взрослых или звук работающего телевизора. Не стоит гнаться за количеством страниц! Не существует единых норм, сколько школьник в том или ином возрасте должен читать ежедневно, и рекомендации тут индивидуальны. Вариантом нормы для начальной школы являются 15-20 минут непрерывного чтения. Дети, которые любят читать, читают много, не глядя на часы. Если Ваш ребенок не из их числа, старайтесь, чтобы он читал ежедневно посильную норму, которая может меняться в зависимости от обстоятельств и настроения.
Простые советы
Чтение вслух по 10 минут в день значительно улучшает скорость и качество чтения. Следите только, чтобы слова произносились правильно и четко, чтобы ребенок читал осознанно, мог ответить на вопрос по тексту.
Часть произведения можно прослушать в аудиозаписи, только не злоупотребляйте: аудиокассета никогда не заменит книгу, прочитанную самостоятельно.
Постоянно пополняйте библиотеку школьника.
Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.
Если Ваш 10- летний ребенок не любит читать, возможно, ему просто не попадалась хорошая, интересная книга...
Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки – путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.
|