Логопедические занятия
Логопедические занятия в школе-интернате №22, V вида.
Основная форма
организации логопедических занятий– это индивидуальная и подгрупповая работа.
Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к.
ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основные
направления работы:
- Коррекция
произношения.
- Развитие
навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова.
- Обогащение
лексического запаса.
- Овладение
грамматическими категориями.
- Развитие связной
речи
Коррекция
произношения:
Артикуляционный
массаж
Артикуляционная
гимнастика
Постановка звука
Автоматизация
звука в слогах, словах, предложениях, текстах
Дифференциация
смешиваемых звуков
Развитие
навыков звукового анализа:
Развитие
звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения.
Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове
различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности,
выделить место каждого звука в слове.
Слоговой
анализ
Тесно связана со
звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает
деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных
слогов, составление слов из различных слогов и др.
Словарная
работа:
Важно привлечь
внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования,
различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их,
связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.
Развитие
грамматического строя речи:
Задачами данного
раздела коррекционной работы являются следующие:
учить детей
правильно строить простые и сложные предложения,
наблюдать связь
слов в словосочетаниях и предложениях,
распространять
предложениями второстепенными и однородными членами.
В процессе
обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных
грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по
родам, числам, падежам, временам).
Развитие
связной речи:
Развитие связной
речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе,
сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций,
упражнений на развитие выразительности речи.
Предупреждение
и исправление ошибок письма и чтения:
Все виды работ,
описанные выше, направлены на предупреждение и исправление ошибок письма и
чтения, но в работе используются и специфические логопедические упражнения.
Например, работа со слоговыми таблицами различной сложности, чтение с рамкой,
чтение с повтором, чтение «елочкой», составление
слов из букв разрезной азбуки, вставление нужной буквы, исправление ошибок в
тексте и др.
Развитие
зрительно-моторной координации:
Очень важный этап
коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е.
совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов.
От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок
письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико –
пространственным признакам букв.
Связь
логопеда с родителями
Индивидуальные
консультации (показ упражнений артикуляционной гимнастики, речевого дыхания,
приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы)
Занятия с детьми
(просмотр и обсуждение индивидуальных и подгрупповых занятий)
Домашние задания
(артикуляционная гимнастика, закрепление правильного произношения в слогах,
слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах).
|