семинар
Семинар
для воспитателей
Доклад
«Методические рекомендации по проведению речевого часа»
Составители:
Суднишникова Е.И., Прокудина Н.В., Литвиненко Л.С.
Учащиеся нашей школы нуждаются в логопедической помощи и
требуют проведения комплексной специальной работы по коррекции дефектов устной
и письменной речи, формированию у них предпосылки к полноценному усвоению
общеобразовательной программы.
Логопедическая работа является важным звеном комплексного
медико-педагогического воздействия на ребёнка. Она коррегирует речевую функцию,
расширяет коммуникативно-познавательную деятельность учащихся, способствует
развитию мышления. В этой коррекционной работе участвуют и учителя и
воспитатели.
Цель
нашей
работы: дать методические рекомендации по проведению речевого часа.
Давайте обратимся к речевому профилю нашей школы и
рассмотрим
те речевые нарушения,
которые встречаются у детей, обучающихся в нашей школе.
Виды
речевых нарушений
ОНР. При
нормальном речевом развитии дети к 5
годам свободно пользуются развёрнутой фразовой речью, разными конструкциями
сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками
словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется
правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
У некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте
резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики,
лексики, грамматики.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в
формировании словарного запаса и грамматического строя.
ОНР
может проявляться в разной степени.
I уровень
характеризуется отсутствием речи. Дети пользуются лепетными словами,
звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового
содержания. Речь смазанная,
нечёткая. Ребёнок активно пользуется
мимикой и жестами. Активный словарный запас ограничен.
II уровень
– начатки общеупотребительной речи. Появляются искажённые, но достаточно
постоянные общеупотребительные слова. («Литя одают земю» - Листья падают на землю.) Высказывания детей бедны, ребёнок
ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и
действий.
III уровень.
Характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи. Свободное общение
затруднено.
Дети
уже пользуются всеми частями речи. Начинают использовать слова-признаки.
Пытаются строить сложные предложения. У
ребёнка можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки. Могут
рассказать о семье, о событиях окружающей жизни, составить небольшой рассказ.
|